Переводчик

Страницы

Уважаемые друзья!

Я рада приветствовать Вас на своем блоге. Надеюсь, наше общение будет плодотворным и интересным.

На страницах моего блога Вы сможете узнать о событиях нашего класса и некоторых моих личных наработках.

Читаем летом. Л.Толстой

Граф Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910) — один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства.
Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Он принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду. Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2-х лет. У него было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Толстой  открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. 
Если у вас есть желание познакомиться с некоторыми рассказами из "Азбуки" Л.Толстого, нажимай ЗДЕСЬ.
Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил  прогулки пешком, превосходно ездил верхом.  Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

Умер Толстой в 1910 году. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько  дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений  составляет 90 томов!
Лев Николаевич Толстой – автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика. Произведения Толстого для детей учат любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.
«Котёнок»
«Чуткому человеку откроются тайны»
Как вы понимаете это высказывание? 
Какого человека мы называем "чутким"?
Читай вместе с автором
А теперь найдите книгу и прочитайте ещё раз самостоятельно вслух.
Теперь вы готовы отвечать на вопросы.
Тест на понимание прочитанного. Игра «Да или нет».
Мама читает предложение, а ты отвечаешь одним словом «да» или «нет».
а) Герои были – брат и сестра?
б) У кошки родилось 6 котят?
в) Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
г) Дети собирали щавель и не забывали про котёнка.
д) Две собаки ухватили котёнка и хотели с ним поиграть.
е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них
ж) Вася упал животом на котёнка и закрыл его от себя.
Поработаем с текстом подробнее:
Что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати?
Когда это произошло?
Где нашел Вася кошку?
Кого он увидел? Сколько их было?
Как же котенок остался один?
Куда пошли ребята?
Почему ребята взяли котёнка с собой?
Почему ребята забыли о котёнке?
Какая опасность угрожала котенку?
Почему автор называет котёнка "глупым"?
Кто спас котенка?
Какие черты характера проявились в поступке мальчика?
(Выберите: решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)
А как поступила Катя?
Можно ли осуждать Катю? (не каждый человек, даже взрослый, способен на смелый поступок)
А как поступили бы Вы?
Как вы объясните смысл последнего предложения: «Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле»? Какие выводы сделал для себя Вася, если он пришёл к такому решению?
У кого из героев было чуткое сердце, и он по-настоящему в ответе за тех, кого приручил?
Какую тайну хотел нам раскрыть мудрый писатель Л.Н. Толстой? (оберегать, любить, кормить, заботиться о тех, кого приручили )
Какая фраза может быть главной мыслью произведения? Выберите.
Делу время, а потехе час.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Друзья познаются в беде.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Очень интересно узнавать новое!
У кошки очень тонкий слух. Они слышат даже самый малый шорох, который производят мыши, и сразу настораживаются.
У кошки очень острое зрение. Они спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом усы.
Кошка – великолепный прыгун. Она всегда падает на лапы. В воздухе она летит плавно и никакой парашют ей не нужен.
Кошки ходят бесшумно, втягивают когти и ступают мягкими подушечками. Они ловко лазают, умеют прыгать с высоты.
Кошки очень чистоплотны. Эти зверьки часто умываются. Они вылизывают не столько грязь, сколько свой запах. Все кошки охотники.
«Лгун» 
Слушай новое произведение Льва Николаевича Толстого
Что делал мальчик? 
Почему он стал кричать? 
Что увидели мужики?  
Сколько раз так сделал мальчик?
Как вы думаете, зачем мальчик обманывал?
Кто-нибудь смеялся над его шутками? 

Почему мужики не прибежали на помощь?
Что сделал волк? Что значит «перерезал»? (Зубы волка называют кинжалами.)
Какой вывод можно сделать? (Нельзя говорить неправду.)    
А теперь самостоятельно прочитай этот рассказ в книжке.
Как вам кажется, шутки у мальчика были весёлыми, уместными, и можно ли их назвать шутками?
Что бы вы посоветовали этому мальчику?   
Как вы понимаете такую пословицу; "Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят"?       
«Акула» 
Для начала я загадаю для вас загадку!
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты её не трожь!
А что вы знаете об акулах.
Что вы знаете об акулах?
Представляет ли акула опасность для человека?
Как можно назвать акулу за ее кровожадность и ненасытность? (Акула – хищница).
Почти во всех морях и океанах нашей планеты  водятся страшные рыбы - акулы.

Акула рыба прожорливая и хищная. Моряки говорят: «Что волк на земле, то акула в море».
А теперь мы отправляемся на материк Африка!

Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов). В Африке проживают слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.
В этом произведении вам встретятся новые слова.
Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна
Хобот – задняя устойчивая часть пушки.
Застлал – закрыл туманом, пеленой
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты).
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.

Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.
Теперь вы можете вместе с актёром прочитать увлекательный рассказ об опасном приключении мальчиков у побережья Африки. Это поучительная история о детском безрассудстве могла бы иметь весьма печальный финал, если бы не готовность взрослых принимать быстрые, смелые решения.
Читай вместе с автором
Понравился ли вам рассказ?
Что особенно запомнилось?
В какой момент вы больше всего переживали за мальчиков?
А теперь найди этот рассказ в книге и ещё раз его перечитай внимательно вслух.
Теперь более подробнее разберём рассказ
Где стоял корабль?
Как Толстой описывает погоду в этот день?
Как вы считаете, в этой части Лев Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? (душно, несло горячим воздухом).
Где матросы устроили купальню?
Кто был с матросами на корабле?
Почему дети решили сплавать в открытое море.
Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море?
Лев Толстой пишет, что «вздумали». Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка)
Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит?
Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»
Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул? (Это означит не сдаваться, постараться победить).
Что выражает лицо артиллериста? (Радость. Он гордился сыном.)
Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (вдруг....)
Что увидели матросы с палубы?
Какими словами автор называет акулу? Почему?
Да, автор называет так акулу, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ребятами нависла беда.
Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? (стал артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись).
Как отреагировали дети на его слова? (Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче.)
С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань.)
Как матросы решили помочь мальчикам?
Найдите слова, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы? (Спустили, бросились, понеслись.) Они действуют быстро.
Как мы будем читать? (Быстро и с чувством волнения.)
На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят? (Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.)
Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?
-ВИЗГ - это  пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…
Как подействовал визг мальчика на отца?(«Сорвался», «побежал».)
Какое решение принимает артиллерист?
Как действует команда? Почему все замерли от страха?
Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему, чего он боялся?
Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?
Какое он сейчас  испытывает чувство?
Что его успокоило?
Что хотел показать нам автор этим рассказом?
Какой урок хотел нам преподнести?
Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.
Ради чего написан рассказ?
Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.
Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет  находчивость в трагические моменты.
В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства  всегда помогают  решительно действовать, не терять самообладание.
- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).
- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).
«Косточка» 
Это БЫЛЬ. Всмотрись в это слово. Как ты думаешь, то оно означает? Быль – это рассказ о том, что произошло на самом деле.

Наша задача: прочитать рассказ вместе с актёром и узнать мудрость этого произведения. Согласен?
Читай вместе с автором

Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?
На ваш взгляд, что хотел сказать великий писатель своим рассказом? (брать без разрешения нельзя, нельзя обманывать)
Вам по 7 лет, вы этого не знали?
Получается, что великий Толстой зря написал рассказ?
Я предлагаю вам разобраться, для чего Л. Толстой написал «Косточку»? Что он хотел сказать своим рассказом?
Ты внимательно прочитал этот рассказ вместе с актёром, а теперь возьми книгу и ещё раз самостоятельно прочитай это произведение. 
Вот теперь ты готов отвечать на вопросы.
Долго ли Ваня готовился съесть сливу?
Какие слова и выражения подтверждают его действия?
никогда не ел
нюхал их
они нравились
очень хотелось съесть
ходил мимо
О чём вам эти слова говорят? (Хотел съесть, но сомневался)  
Так, что же произошло дольше, почему Ваня всё-таки съел сливу? (не удержался)
Сколько слив съел Ваня?
Кто видел, что мальчик съел сливу?
Успел ли Ваня насладиться вкусом сливы?
Как отец понял, что Ваня причастен к пропаже?
Что придумал отец, чтобы Ваня сознался?
Испугался ли Ваня? Чего?
Почему Ваня заплакал?
Выбери правильный ответ:
ему не понравились сливы
ему хотелось ещё слив
ему стало страшно, что он умрёт
ему стало обидно, что он сказал неправду
он съел косточку
Как вы относитесь к поступку мальчика?
А вы так поступали когда-нибудь?
Составим вместе  характеристику главного героя
Когда-нибудь  Ваня пробовал сливы? (Нет, и ему было очень интересно,  любопытно узнать, что это)
Значит, какой Ваня? (Любопытный, любознательный)
Запомни эти характеристики!
Объясни, Ваня знал, что сливы есть нельзя без разрешения? (Знал, и поэтому очень долго сомневался взять или нет) 
Значит, какой Ваня?  (Нерешительный, неуверенный, робкий)
Запомни эти характеристики!
Почему же он съел сливу? (Очень хотелось попробовать! И к тому же в комнате никого не было, он, наверное, подумал, что никто не узнает)
Значит, какой Ваня?  (Хитрый, немного лукавый)
Запомни эти характеристики!
Придумай, что было бы, если бы Ваня не съел сливу? (Он бы не оказался в такой неприятной ситуации и оставался бы  правдивым и честным  мальчиком).
Значит, какой Ваня?  (Неискренний, обманчивый)
Запомни эти характеристики!
Ваня распробовал вкус слив? Получил удовольствие? Почему? (Нет, он и не понял, что съел, но чувство стыда за свой поступок не давало ему покоя)
Значит, какой Ваня?  (Стыдливый, застенчивый)
Запомни эти характеристики!
Каким же был Ваня?
Не смотря на то, что Ваня  слукавил, схитрил, был неискренен, он остался очень добрым мальчиком, которому сильно стыдно за свой поступок.
Запомни и эту характеристику Вани!
Так, каким же был Ваня? Запиши все черты характера мальчика в тетрадь.
«Лев и собачка» 
Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далёком городе Лондон – столице Англии. Сам  Лев Николаевич никогда не был в городе Лондон. Возможно, эту историю ему рассказали моряки, которые бывали в Лондонском порту. Услышав её, Лев Николаевич не остался, к ней равнодушен и написал об этом рассказ  «Лев и собачка».

Внимательно  послушайте эту историю. И потом вы должны ответить на вопрос: О чём эта быль?
Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (печаль, грусть, тревогу)
Где происходит действие?
Кто герои этой были?

Было ли вам кого – нибудь жалко? Почему?
Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем их лексическое значение.
Подле  около, близко, совсем рядом.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).
Барин - богатый человек, который имеет прислугу (помещик).
Бился - ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался - беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла умерла.
Засовы большие дверные задвижки.
Сейчас прочитайте этот рассказ вслух внимательно по книжке, которую вы взяли в библиотеке.
Поработаем над произведением.
Зачем человек поймал собачку и принёс её в зверинец? Найдите и прочитайте в тексте ответ на мой вопрос. (За смотрины диких зверей брали деньгами или животными на корм зверям. У этого человека не было денег, но ему хотелось поглядеть на зверей в зверинце).
Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (люди безжалостны – вместо того чтобы брать только деньги, они уничтожают  животных и смотрят на эту расправу).
Найдите в тексте,  как лев встретил собачку? (посмотрел с любопытством, интересом, удивлением).
Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?
Какие словосочетания использует писатель , чтобы показать страх собачки? (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки.)
Найдите и прочитайте, как лев проявил свое великодушие? (Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.)
Кем стала собачка для льва?
В чём выражалась эта дружба? Прочитайте об этом.
Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца, вернуть собачку владельцу?
Сколько прожили лев и собачка вместе?
Что произошло с собачкой?
Как теперь ведёт себя лев? Прочитайте. (Горюет, не выдерживает разлуки).
Что значит быть преданным? 
Чем заканчивается эта история?  
Какой конец этой истории?  (печальный)
Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней, не выдержав разлуки с ней он умирает тоже. Л. Н. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)
Так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?
Вы познакомились с трогательным, печальным произведении о дружбе огромного льва и маленькой собачки. Их нежная привязанность друг к другу была так сильна, что лев не выдержал смерти собачки и умер от тоски.
«Филипок» 
Послушаем ещё один рассказ. Это БЫЛЬ.
В рассказе встретились незнакомые слова.
Подёная работа - всмотрись в слово, произнеси его несколько раз медленно, подумай, как оно могло произойти. Правильно, работа по дням. 
Слобода - большое село, деревня
Пострелёнок - ещё раз всмотритесь в слово, от какого другого оно образовалось? Стрелять, стрела. Значит, это слово обозначает, что человек ведёт себя очень быстро, как стрела, юркий, изворотливый, шалун, непоседа.
Бедовый - ловкий, сообразительный Что вы узнали о Филипке?
Почему он остался дома с бабушкой?
Что сделал Филипок, когда бабушка уснула?
Что случилось по дороге в школу?
А теперь возьми книжку и прочитай этот рассказ сам внимательно вслух.
Поработаем более подробнее по тексту.
Почему Филипок взял отцовскую шапку?
Почему он не стал искать свою шапку? (очень торопился)
Прочитайте, где находилась школа.
Это далеко или близко?
Когда собаки напали на Филипка?
Почему именно здесь? (это было далеко от дома, здесь мальчика никто не знал)
Кто помог Филипку?
Как мужик назвал мальчика?
Что ответил Филипок? Как он себя повёл? Почему?
Какое чувство испытал Филипок возле школы?
Кто ему помог войти в школу?
Что сделал Филипок первым делом? (снял шапку)
О чём это говорит? (был воспитанным)
Каким Филипок увидел учителя? Прочитай.
Какие слова помогают понять, что мальчик сильно испугался?
Почему Филипок заплакал?
Кто поддержал мальчика?
Что они рассказала о Филипке? Прочитайте.
Когда же Филипок осмелел?
За что учитель похвалил Филипка?
Как о себе говорит Филипок? Прочитай.
Что значит "бедовый"?
Что изменилось в жизни Филипка в конце?
Перед вами некоторые характеристики человека. Прочитай их.

Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышленый, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, целеустремлённый.
Ваша задача: выбрать те слова, которые характеризуют Филипка и объяснить, почему именно это слова вы назвали. Например, Филипок был маленький, потому что ещё не ходил в школу и т.д.
«Прыжок» 
Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых  слов.
Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.
Палуба-пол на корабле
Каюта-комната на корабле
Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.
Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см
Два аршина - около полутора метров. (Показать)
Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор - возбуждение
Читаем вместе с автором
Теперь я предлагаю вам вместе с родителями ещё раз прочитать это произведение по книге.
А теперь поработаем по содержанию
Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли).
Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться)
Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов)
Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?  (Мальчик и матросы)
Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться).
Кто же спас мальчика?
Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.
О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости)
Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)
Когда вы переживали за мальчика? 
Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость)
Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося) 
Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)
Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»? (Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.)
Мы с вами нашли главную мысль рассказа, мало возможно, что мы окажемся на корабле, а в  жизни может нам пригодиться данный вывод? Когда, в какой ситуации?
Рассказ учит нас, что не стоит поддаваться на провокации и насмешки толпы, это может плохо закончится, и доказать что-либо не получится. А если уж поддался, то стоит быть осмотрительным, не увлекаться спором без оглядки, а трезво рассудить и уже выполнить то, что требуется. Рассказ также показывает читателям, как сильна любовь родителей к детям. Что только хладнокровие и ясный разум могут помочь в критической ситуации.
Мы разобрали произведение Льва Толстого, а теперь вы можете пересмотреть мультфильм, снятый по мотивам этого рассказа. Нажимай ТУТ
«Два товарища»
Послушаем, как читает этот поучительный рассказ ученик 2 класса
Теперь самостоятельно прочитай рассказ в книге из библиотеки.
Кого встретили в лесу дети?
Что сделал первый мальчик?
Что вы о нём можете сказать? Почему он так поступил?
Что сделал второй мальчик?
Какую черту характера он проявил?
Почему медведь его не тронул?
Что нового вы узнали о медведях?
В каких словах выражен поучительный урок для всех нас?
Чему вас научил Лев Толстой?
Как вы понимаете такое выражение: "Трусливый друг страшней врага"?
Как вы думаете, останутся ли мальчики друзьями? Почему?
Ещё раз прочитай  этот рассказ и перескажи его.

Комментариев нет:

Отправить комментарий