Переводчик

Страницы

Уважаемые друзья!

Я рада приветствовать Вас на своем блоге. Надеюсь, наше общение будет плодотворным и интересным.

На страницах моего блога Вы сможете узнать о событиях нашего класса и некоторых моих личных наработках.

Читаем летом. В.Катаев.Цветик-семицветик

Сегодня мы познакомимся с писателем Валентином Петровичем Катаевым
Родился Валентин Петрович Катаев в семье учителя математики в южном портовом городе Одессе, где на улицах звучала греческая, албанская, турецкая, французская, немецкая, английская речь, потому что приходили туда торговые пароходы со всего мира.
Одесса была не только торговым, но и культурным центром. Там был хороший оперный театр, книжные магазины, музыкальная школа.
По воскресеньям на бульваре играл военный духовой оркестр. Валентин очень любил море, отлично плавал, нырял. Он дружил с рыбаками, портовыми рабочими и их детьми. Еще в школьные годы он начал писать стихи, и их даже поместили в газете.
В годы Великой Отечественной войны писатель был военным корреспондентом. В своих статьях он рассказывал о мужестве наших солдат, о смелых разведчиках, партизанах и о детях, которые помогали нашим воинам.
Валентин Петрович Катаев прекрасный детский писатель. Он написал много детских книг. Об одной из них мы сегодня побеседуем.
Книга «Цветик - семицветик» написана в 1940 году. Ей  уже 80 лет. Когда я была такой, как вы, я с удовольствием прочитала эту книгу и полюбила ее. Она, безусловно, понравилась вашим родителям, вашим старшим братьям и сестрам.
Для начала послушаем это произведение
Ребята, почему книгу «Цветик - семицветик» писатель назвал сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
(«Цветик - семицветик» назван сказкой потому, что в ней действует волшебница, которая неоткуда появляется и неизвестно куда пропадает. В сказке есть цветок волшебный, исполняющий все желания; невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика. Это произведение похоже на народную сказку «По щучьему веленью»).
Теперь вам нужно самостоятельно прочитать эту сказку. Лучше, если вы с родителями снова посетите библиотеку и возьмёте в руки эту книгу.
Можно прочитать здесь. Нажимай на картинку
Ребята, и у нас есть волшебный цветок.
Вы уже знаете, что в цветовом спектре краски располагаются в особом порядке, нарушать который нельзя: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
В радуге семь цветов и располагаются они в определенном порядке.
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
И у нашего цветика – семицветика семь радужных лепестков. Нарисуйте и свой такой же цветочек из семи лепестков.
Попробуем ответить на вопросы:
Итак, на что потратила девочка свой первый лепесток?
(вернуться домой)
Разумное ли это желание?(да)
Какие волшебные слова нужно было произнести, чтобы исполнилось желание?
Давайте их вспомним и произнесем наизусть.
На что потратила девочка второй лепесток и почему?
(Чтобы склеилась разбитая ваза, которую очень любила мама. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь).
Какое третье желание загадала Женя? (Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе).
Разумным ли было это желание Жени, оказаться на Северном полюсе? (Это глупое желание)
Почему? (Ведь девочка ничего не знала о полюсе)
Что угрожало Жене на Северном полюсе?(В обществе огромных белых медведей ей угрожала смерть, она могла замерзнуть в одном платьице и сандаликах).
Какая ситуация предшествовала этому желанию? Какую игру придумали для себя мальчики? Ты знаешь, кто такие папанинцы?
Папанин, его товарищи - ученые-полярники, а также пёс Весёлый впервые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные явления, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью.
И вот, ребята, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.
На что потратила Женя свой четвёртый лепесток? (Чтобы оказаться в своём родном дворе?)
Разумным было это желание? (Да)
Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру? (Они играли с разными игрушками, а у Жени их в тот момент не было)
Что чувствовала Женя, когда девочки не взяли ее в игру? Какое пятое желание она загадала, чтобы позлить их?
(Женя обиделась, рассердилась и решила показать девочкам, что у нее во много раз больше игрушек, чем у них)
Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось? Разумно ли это было и почему? (Когда на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась; поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нудно только две, три игрушки. Желание это было глупое, потому что оно было необдуманным.)
На что потратила Женя шестой лепесток? (Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому и пожелала она их вернуть на место, в свои магазины).
Найдите в конце произведения разговор Жени и Вити. Как называется в литературе разговор двух лиц? (Диалог.)
Прочитайте с родителями этот диалог по ролям. Подумайте, как должна говорить Женя, а как – мальчик. (Женя – смело, уверенно, без всякого страха; Витя – весело, спокойно.)
Какое последнее желание загадала Женя? (Чтобы Витя был здоров.)
Как вы думаете, с умом ли потратила Женя единственный оставшийся лепесток? (Да, это было самое разумное желание.)
Жалко ли ей было тратить его не на себя?
Найдите в тексте и прочитайте место, где об этом говорится. (С этими словами девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья.)
Как вы думаете, почему голосок Жени дрожал от счастья? (Она радовалась тому, что может вернуть мальчику здоровье. Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.)
Как вы оцениваете поступок Жени? (Она поступила правильно, потому что поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.)
Чем же заканчивается сказка? (Мальчик Витя выздоровел.)
Итак, у Жени истрачены все семь лепестков. Она загадала семь желаний.
Сколько из них было разумных? Посчитайте и назовите её разумные желания.
(Вернуться домой, склеить разбитую вазу, вернуться с полюса, отправить все ненужные игрушки опять в магазины, вернуть здоровье больному мальчику.)
Какие неразумные, глупые желания загадывала Женя? (Попасть на Северный полюс, иметь все игрушки мира).
Почему у Жени появились такие глупые желания?
(Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она, не подумав, высказывает свои желания. Женя даже бывает злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму  из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.)
Так какое же желание, на ваш взгляд, было самым важным?
(Седьмое желание, так как Женя истратила не на себя, а на то, что бы помочь человеку в беде.)
Чему учит эта сказка?
Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас совершать обдуманные поступки.
Когда у тебя появляются желания, сначала подумай, нужно ли то, что ты вдруг пожелал, а не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство твоим родителям, товарищам, просто людям.
Сказка учит, что надо не просить выполнять твоё желание, а стараться больше знать и просить только очень важное, полезное, возможное. А главное, надо стараться самому, своими усилиями и трудом осуществлять свои желания, причём так, чтобы это не мешало другим людям, никого не обижало, не огорчало. 
По мотивам сказки В. Катаева «Цветик - семицветик» режиссёр М. Цехановский создал мультипликационный  фильм. Но режиссёр вправе вносить свои изменения, художественный вымысел в экранизацию произведения.
Сейчас вы посмотрите мультфильм. Попытайтесь увидеть разницу между художественным текстом В. Катаева и задумкой режиссёра.
Как вы думаете, с лепестками нового цветка Женя ответственно будет поступать?
Ребята, но ведь от волшебного цветка осталась серединка! Все лепестки девочка израсходовала. Мы выяснили, что это были разумные и неразумные желания. Давайте представим, что серединка имеет тоже волшебную силу. Я прошу вас сейчас загадать своё самое заветное желание, но не для себя, а для друзей, близких, родных. Ваше желание должно быть разумным.
Я тоже загадала желание. Хотите узнать, какое?
Чтобы вы всегда делали добрые дела
Чтобы вы всегда помнили о своих близких
Чтобы вы не огорчали их
Чтобы вы ценили настоящую дружбу.
Обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.)
Выучите наизусть стихотворение
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети!

Надеюсь, проведя время с книгой В.Катаева «Цветик - семицветик», вы получили удовольствие. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий